Внешняя политикаПрошедшая в Сочи встреча президентов Армении, России и Азербайджана вызвала шквал разноречивых комментариев. Разброс экспертных мнений очень широк, осторожно-оптимистические
Внешняя политика
Прошедшая в Сочи встреча президентов Армении, России и Азербайджана вызвала шквал разноречивых комментариев. Разброс экспертных мнений очень широк, осторожно-оптимистические и сдержанно-пессимистические подходы представлены в равной пропорции, пишет газета «Новое время«. Отмечая, что с оптимистической оценкой на сей раз выступили в Баку, газета пишет, что «логично было бы предположить, что демонстрируемый Баку оптимизм связан в первую очередь с давлением, которое оказали на членов азербайджанской делегации представители стран-сопредседателей и лично президент России Дмитрий Медведев «.
Реакция бакинских комментаторов свидетельствует об этом со всей очевидностью. «Встреча президентов в Сочи завершилась c нулевым результатом», считает политолог Зардушт Ализаде , по мнению которого «позиции сторон остались неизменны и им просто нечего сказать друг другу нового». Об отсутствии конкретных результатов говорит и другой бакинский эксперт, Расим Агаев, полагающий, что «стороны не готовы взять на себя груз ответственности, который ложится на политических деятелей, принимающих компромиссное решение, хотя без компромисса невозможно что-либо». А «соловей реванша» Вафа Гулузаде , как всегда, рубит с плеча. «В Армении сейчас очень напряженная ситуация — идут демонстрации, Тер-Петросян рвется к власти, его может поддержать Запад, в стране может грянуть что-то вроде египетской революции. Чтобы предотвратить все это, Медведев по согласованию с американскими и натовскими партнерами провел дружескую беседу с главами Азербайджана и Армении, в ходе которой разъяснил крайнюю нежелательность военного решения конфликта. А для того чтобы общественности преподнести хоть какой-то итог встречи, договорились обменяться военнопленными».
Между тем, считает газета, итоги встречи не столь скромны, как может показаться на первый взгляд. «Главное — стороны обязались «стремиться решать все спорные вопросы мирными средствами». Это, конечно, не значит, что азербайджанский лидер окончательно отказался от силового варианта. Чтобы ни у кого, не дай бог, не промелькнуло столь «крамольной» мысли, тот же Новруз Мамедов немедленно разъяснил: «невоенное разрешение, гарантия мира возможны лишь после полного освобождения наших земель. Я считаю, что такова категоричная позиция президента Азербайджана». То есть подпись под официальным документом — это одно, а «категоричная позиция» — нечто совсем иное. И заметим, что уже не в первый раз официальные лица Баку фактически дезавуируют достигнутые их руководителем соглашения. Делается это, разумеется, по указанию самого президента Алиева . Посредникам как бы дается понять: подпишем, раз уж вы так настаиваете, но поступим все равно так, как сами считаем нужным. Как сказал политолог Фикрет Садыхов , «в случае необходимости, независимо от подписанных заявлений в различных форматах, Баку всегда будет готов к применению силового варианта для освобождения оккупированных территорий». Лучше бы прямо сказал,
4480
что плевали они на все договоренности, поскольку таково их понимание конструктивности…», заключает «Новое время».
Газета «Республика Армения» опубликовала комментарий бывшего посредника по карабахскому вопросу, сопредседателя МГ ОБСЕ от России Владимира Казимирова к состоявшейся 5 марта в Сочи встрече президентов России, Армении и Азербайджана.
«В кратком заявлении по итогам встречи в Сочи президенты дополнили то, что было ранее согласовано между ними в Астрахани 27 октября 2010 г. по гуманитарным вопросам. Договорено завершить в кратчайшие сроки обмен военнопленными, хотя в Астрахани договаривались провести его безотлагательно. Целых четырех месяцев не хватило для безотлагательного дела!
Сейчас впервые достигнуто согласие по расследованию инцидентов на линии соприкосновения противостоящих сил. Оно должно проводиться с участием сторон под эгидой сопредседателей Минской группы ОБСЕ и при содействии специального представителя действующего председателя ОБСЕ. Правда, 6 февраля 1995 г. по инициативе России и под эгидой ОБСЕ все три стороны конфликта подписали более основательное соглашение об укреплении режима прекращения огня. Баку давно не желает выполнять его и даже упоминать о нем. Логичны ли тогда слова министров иностранных дел России, США и Франции (Алма-Ата, 17 июля 2010 г.) о том, что сторонам необходимы дополнительные меры для укрепления режима прекращения огня 1994 г.? Неужели некому напомнить Баку тысячелетний постулат, что соглашения должны выполняться?
Наиболее существенно в сочинском заявлении трех президентов чуть ли не обязательство «стремиться решать все спорные вопросы мирными средствами». Фактически это повтор главной мысли Московской декларации трех президентов от 2 ноября 2008г. Однако слово «стремиться» — явная уступка капризам Алиева. Ясно, что Медведев и Саргсян смело могли подписаться под этой фразой без всякого «стремиться», а просто «решать». Но и эта половинчатая формулировка — еще одна помеха увлечениям Баку шантажом угроз, которые встречают все более широкое отторжение во многих странах и международных организациях.
В заключение президенты отметили важное значение своих регулярных контактов по Карабаху и договорились продолжить их в таком формате в дополнение к работе сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Объективно озабоченность карабахским конфликтом требует усилий на высшем уровне. Периодические встречи трех президентов и их министров иностранных дел фактически приняли на себя главный груз ответственности за судьбу нагорно-карабахского урегулирования. Это и облегчило, и по своему осложнило работу сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Жаль, что их уровня не всегда достаточно для преодоления разногласий сторон по ряду вопросов. Хотя работа над текстом Мадридских принципов могла бы оставаться их прямой задачей наряду с расследованием инцидентов.
Сочинская встреча еще раз опровергла крайние суждения политологов о контактах трех президентов — как их скепсис, так и чрезмерные ожидания — и подтвердила полезность этих настойчивых акций», — пишет Владимир Казимиров.
Существует принцип — право на самоопределение, которое признается или не признается. Такой вопрос не может решаться на двусторонних переговорах — Армении и Азербайджана. То есть, в переговорах третьих сторон. Более того, после признания принципа самоопределения международная общественность, в лице стран Минской группы ОБСЕ, Армении и Азербайджана после этого не будет иметь касательства к этому вопросу, поскольку в Мускоке, Аквилле и Астрахани признали право на самоопределение в качестве принципа, заложенного в основу урегулирования. Все остальные вопросы, в том числе обретение независимости, присоединение к Армении или получение широкой автономии в составе Азербайджана решает исключительно тот народ, право на самоопределение которого признали и посредники, и стороны переговоров. И вопрос этот решается включением в бюллетень референдума всех вышеперечисленных вариантов. Имея на руках безукоризненные политико-правовые аргументы, руководство НКР не имеет больше права «отсиживаться на диване» — оно должно продолжать свои контакты в различных столицах мира. В условиях усиления угрозы возобновления войны, главной целью этих встреч должно действенное средство предотвращения угрозы геноцида, нависшее над самоопределившимся народом в виде возможной войны — международное признание НКР. («Айоц ашхар«).
Парламент Испании отказался включать законопроект по признанию Геноцида армян в большую повестку дня, сообщает газета «Еркир«. На заседании комиссии по внешним сношениям парламента Испании пресс-секретарь правящей партии «Социальный работник» Изабел Посуело заявила, что испания не заинтересована в признании событий, произошедших 100 лет назад. Она посчитала важным лишь урегулирование карабахского конфликта, пишет газета «Еркир».
Внутренняя политика
Международная Федерация по правам человека (FIDH) и ее партнер Институт гражданского общества в распространенном накануне заявлении осудили посягательства, осуществляемые в последнее время в отношении оппозиционеров и членов их семей, сообщает газета «Аравот«. Речь шла об аресте брата депутата НС от оппозиционной партии «Наследие» Заруи Постанджян Тиграна Постанджяна и о попирании полицией права на проведение мирных акций протеста 3 марта. FIDH и ИГО, пишет газета, призвали власти Армении «воздержаться от незаконных действий в отношении оппозиционно настроенных граждан или их родственников».
Самым странным явлением последнего времени в Армении газета «Айкакан жаманак» назвала «ракурсы телевизионных камер информационной программы «Айлур» Общественного телевидения Армении на митингах Армянского национального конгресса». «Как ни странно, камеры «Айлур» направляются так, чтобы четко показать, сколько собралось человек, показывают так, чтобы возможно было бы это увидеть, прочувствовать и оценить. Что это означает? Среди различных версий наиболее вероятной видится внешнеполитический фактор. По всей видимости, Серж Саргсян , оценивая себя пришел к выводу, что он стал важнейшим партнером для России, США, Европы и Ирана — даже незаменимым. И теперь, демонстрируя все усиливающиеся митинги оппозиции, шлет внешнему миру мессидж: если вы меня всеми возможными и невозможными способами не поддержите, то все наши договоренности канут в лету вместе с крушением моей власти», — пишет оппозиционная газета.
Газета «Жаманак» обсуждает цель, с которой оппозиционный Армянский национальный конгресс (АНК) выдвинул 15 невыполнимых для властей требований. «Требования Конгресса необходимо рассматривать в контексте ситуации. в таком случае становится ясно, что АНК представляет модель общественно-политических обсуждений и возможных развитий событий, в которой важно не столько то, в какие сроки и что ответят власти, сколько то, какую реакцию вызовет эта модель у суб,ектов общественно-политического поля. Иначе говоря, АНК не ультиматум предъявляет, а повестку дня. Повестка дня предлагается тем силам, которые заинтересованы в вопросе извлечения Армении из нынешней тяжелейшей ситуации. Специфика предложенной повестки дня заключается в том, что в случае отказа принять эту повестку, власти либо выпадут из общего русла, либо будут вынуждены предложить свою повестку и попытаться собрать общественность вокруг нее. А в этом случае общественность получит возможность выбрать, по чьей повестке дня придется связывать свои надежды. Таким образом, 15 положений АНК ставят политические силы, и в первую очередь власти перед фактом конкуренции, принуждая делать определенный выбор и дать возможность выбора общественности. Разве это не своеобразные внеочередные выборы?», — пишет «Жаманак».
АРФ Дашнакцутюн не намерена сотрудничать с теми силами, целью которых является смена власти и приход к власти. Об этом в беседе с газетой «Айоц ашхар» заявил секретарь парламентской фракции АРФД Артюша Шахбазян. «Если их цель состоит в приходе к власти, в смене власти, то о мы не считаем целесообразным како-либо сотрудничество ради этой цели. Должна быть повестка дня или конкретная цель. В противном случае необходимости в сотрудничестве с какой-либо силой нет», — заявил Шахбазян, говоря о возможностях сотрудничества с АНК.
Кадровые перестановки
Газета «Айкакан Жаманак» обратилась к теме возможных очередных кадровых перестановок. Так, пишет издание со ссылкой на свои источники в коридорах власти, говорится о назначении мэра Еревана Карена Карапетяна премьер-министром Армении. В контексте кадровых перестановок, пишет газета, обсуждается также вопрос перевода руководителя администрации президента Карена Карапетяна на должность председателя парламента страны. Нынешний же председатель НС Овик Абрамян , согласно этой же программе, пока что должен оставаться в положении «вне игры». По сведениям «Айкакан жаманак», последний в разговорах выражал недовольство работой премьер-министра Тиграна Саркисяна и именно его обвинял в создавшейся в стране социальной напряженности. «Мы получили также сведения о том, что группа олигархов и депутатов от РПА попытались убедить Сержа Саргсяна в том, что премьера надо сменить, однако им это не удалось. Наши источники в кулуарах власти сообщают, что на том, чтобы премьер-министр не сменился настаивает также зять Сержа Саргсяна Микаел Минасян. Во всех случаях, власти думают в этом направлении».
Газета пишет также, что на этой неделе Генеральному прокурору Армении Агвану Овсепяну в администрации президента дали понять, что в ближайшее время он должен положить на стол Сержу Саргсяну прошение об отставке и выйти на пенсию. Сообщается, что данная информация уже несколько дней покоя не дает Овсепяну, и он старается избегать общения с людьми. В целом, пишет газета, Агван Овсепян оказался между двух огней: с одной стороны Армянский национальный конгресс грозится снять его после прихода к власти, с другой, если смена власти задержится, должен уйти по требованию Сержа Саргсяна. Корреспондент газеты обратился за комментариями к Овсепяну, однако он отказался отвечать на вопросы, сказав, что торопится на заседание Правительства. Оказалось, что на вчерашнем заседании принимал участие его заместитель Арам Тамазян.
Экономика
Потенциальные инвесторы не вкладывают в экономику Армении из-за отсутствия стабильности и прогнозируемости бизнес-среды. Об этом, сообщает агентство «Арка«, заявила профессор Мэрилендского университета (США) Мэри-Энн Спилман. «В Армении сложно прогнозировать расходы на создание и ведение бизнеса, из-за чего страна не рассматривается международными компаниями в качестве инвестиционной площадки», — сказала Спилман. По ее словам, нестабильная и непрогнозируемая бизнес-атмосфера создает сложности для потенциальных инвесторов, которые воздерживаются от инвестирования в таких странах. В то же время эксперт отметила, что армянская диаспора, в том числе в США, ищет возможности осуществления инвестиций в Армении, но сталкивается с той же проблемой, которая, по мнению эксперта, обусловлена плохой системой управления.
Согласно показателям Всемирного Банка , Армения заняла 48 место в ежегодном рейтинге стран мира по уровню привлекательности ведения бизнеса (Doing business 2010), опустившись по сравнению с прошлым годом на 4 пункта. По прогнозам правительства, за счет реализации ряда предусмотренных мероприятий, Армения достигнет реального прогресса по уровню привлекательности ведения бизнеса (Doing Business) до 1 апреля 2011 года. Издание Forbes в сентябре 2010 года опубликовало рейтинг самых благоприятных стран мира для бизнеса (The Best Countries For Business), в котором Армения занимает 96 место из 129 стран мира, уступая соседям по региону (Грузия заняла 61, а Азербайджан 79 места). В ежегодном рейтинге свободы экономики, подготовленном специалистами аналитического центра Heritage Foundation, Армения хотя и опустилась с 31-го на 38-е место, но стоит значительно выше соседнего Азербайджана (96-е место). («Арка»).
По сообщению газеты «Капитал«, несмотря на то, что между Арменией и США существует необходимое договорно-правовое поле, авиаперевозки между двумя странами так и не приобрели стабильный характер. Полномочия на осуществление рейсов из Армении в США даны авиакомпании » Армавиа «, которая, по всей видимости, исходя из финансовых затруднений, так их и не осуществляет. Газета напоминает, что недавно о желании перевозить проживающих в США армян в Армению и различные страны мира через Стамбул заявила компания » Турецкие авиалинии «. В ходе приема, организованного по случаю осуществления первого рейса Стамбул-Лос-Анджелес, руководитель компании Хамди Топчун заявил, что их компания хочет стать мостом между США и Арменией. «В Лос-Анджелесе проживают 500 тысяч армян, значительная часть которых мигрировали в США из Армении. Они хотят видеть земли своих предков. А мы хотим перевозить их на родину через Стамбул», — заявил Топчун. Получается, пишет газета, что вопрос посещения Армении проживающих в США армян «волнует» турецкую авиакомпанию больше, чем «Армавиа», которая считается национальным перевозчиком.